Особенности растаможки автомобиля в 2019 году

В этой статье разберем все, что нужно знать для растаможки транспортного средства, изучим нововведения, произошедшие в этой сфере в 2019 году. Коснемся процедуры легализации машин уже находящихся на территории Украины (так называемые евробляхи), и поговорим о ввозе б/у автомобиля из США и других стран.

Что подразумевается под “растаможкой”?

Для того, чтоб машина законно пребывала на территории Украины, стала на учет и получила украинские номера, нужно сделать такие обязательные платежи:

  • Таможенная пошлина. Ее размер устанавливается Законом Украины “О таможенном тарифе Украины” от 01.01.2019, и рассчитывается исходя из цены автомобиля по которой он был приобретен.
  • Акциз. Этот сбор считается по формуле с учетом  типа транспортного средства, объема и вида двигателя (дизель, бензин, гибрид), возраста автомобиля.
  • Налог на добавленную стоимость. Его размер является константой и равен 20% от суммы обязательных платежей при растаможке. При этом, НДС не взимается на электромобили, такая норма Закона действует до 2022 года.  

Страна происхождения автомобиля

Страна происхождения автомобиля имеет значение, так как существуют сниженные ставки таможенного сбора для некоторых стран. Так, между Украиной и ЕС подписано Соглашение об ассоциации, которое предусматривает ставку в 9,1% от таможенной стоимости транспортного средства. Здесь стоит учитывать, что торговая марка автомобиля, которая зарегистрирована, например, в Италии, не обязательно означает, что происхождение автомобиля - Италия. Государственная фискальная служба Украины имеет специальную методику, по которой вычисляется происхождение конкретного автомобиля. Эта методика находится на сайте ГФС, где каждый желающий может ознакомиться с критериями определения происхождения автомобиля. Для того чтоб подтвердить происхождение автомобиля, вы можете подавать документы - сертификат или декларацию о происхождении автомобиля, фискальная служба обязана их учитывать. Оформляются эти документы в стране покупки ТС.

Определение типа автомобиля для постановки на учет и применения налога

На практике не всегда однозначно удается судить о том легковой автомобиль или грузовой. Например, предприятие приобрело ГАЗ-2705, в документах на автомобиль написано тип транспортного средства - фургон цельнометаллический, категория В на 7 мест. Поставили на учет как легковой автомобиль, так как достаточно места для перевозки груза в нем не предусмотрено. Соответственно платили транспортный налог как на легковой транспорт и возили в нем рабочих. Однако, налоговая сочла начисленный налог неверным, а автомобиль грузовым на основании Методических рекомендация о классификации товаров, после чего пересчитала налог по тарифам грузового транспорта.

Тем не менее, эти методические рекомендация не дают однозначного ответа по всем типам машин, например, касательно “гибридов”, ведь их вариаций на рынке сейчас огромное множество.  В каждом таком случае вопрос решается в индивидуальном порядке сотрудником таможни, который осматривает ТС, изучает документацию по нему и на основании этого делает выводы.

Экологические стандарты для б/у автомобилей в 2019 году

В 2019 году существенно изменились требования к евростандартам автомобиля. Закон Украины № 8487 отменил требование соответствия стандарту евро-5. Такое нововведение позволяет ввозить автомобили со стандартом евро-2, выпущенные ранее 2010 года. Безусловно, это значительно увеличивает возможности к покупке б/у автомобилей с зарубежных рынков.
Кроме того, эта норма Закона решает основную проблему при ввозе автомобилей из США. Ранее сертификат соответствия на бу автомобиль с механическими повреждениями можно было получить только после переоборудования автомобиля. При этом переоборудование запрещалось проводить до тех пор, пока транспортное средство находится на таможне. Разорвать этот замкнутый удалось принятием Закона Украины № 8487.

Растаможка мото в 2019 году

Изменения в тарифах растаможки транспортных средств незначительно повлияли на мототранспорт. Уменьшение акциза касается только легковых автомобилей, однако акцизный сбор зависит от объема двигателя, и так как в кроссовых мотоциклах и скутерах он не большой, суммы не будут заоблачными. Например, за объем двигателя до 500 см3 нужно заплатить 0,062 евро, при 500 – 800 см3 сумма увеличивается до 0,443 евро.
Также нужно заплатить таможенную пошлину 10% от стоимости мотоцикла, она неизменна для всех ТС и НДС 20%, который также единый для всех.

Ставки налогов по растаможке грузовиков и автобусов

Акцизный налог и НДС 20% остаются неизменными как для грузовых автомобилей так и для автобусов. Из приятных новостей - сниженная таможенная пошлина на грузовики из Евросоюза ставка 2,5%-5% и 5% для автобусов. Кроме тех, что на дизеле, у них 10%. 0% пошлины действует на грузовые автомобили и автобусы из зоны Европейской ассоциации свободной торговли (страны, которые входят в ассоциацию можно посмотреть тут) и такая же пошлина на грузовики из Канады, с некоторыми ограничениями по весу и объему двигателя ТС - только до 5 тонн и до 2,5 л.

Нововведения в растаможке электромобилей и “гибридов”

Самые экологичные автомобили на сегодня растамаживаются с 0% ставки таможенной пошлины и не уплачивают НДС. Акцизный сбор уплачивается исходя из емкости аккумулятора: 1 евро за каждый 1 кВт емкости электрического аккумулятора.
Гибридным легковым автомобилям не так повезло - ПДВ 20%, таможенная пошлина стандартная (сниженная только для ТС из Канады, Европейской ассоциации свободной торговли - 0%, и 5% для авто из зоны ЕС)

Прощайте “евробляхи”

Именно под таким девизом пройдет 2019 год, ведь с мая вступают в силу санкции касательно тех, кто не растаможил автомобиль. Размер штрафа достигает 170 000 грн и допускает конфискацию транспортного средства. При этом правом изымать авто наделили дорожную патрульную полицию. С 24 мая машину на еврономерах могут остановить правоохранители с целью проверить правомочность оснований для использования автомобиля.  Для владельцев таких ТС разработали пошаговую инструкцию, которая детально объясняет порядок легализации пребывания машины на евро номерах в Украине.

Что нового в растаможке легковых автомобилей в 2019 году

Для легковых автомобилей НДС остался прежним - 20%, таможенный налог также не потерпел изменений. Единственное, добавились сниженные ставки пошлины для автомобилей из Канады - 0%, и из Европейского союза и стран Европейской ассоциации свободной торговли - 6,3%. Изменения произошли в формуле исчисления акцизного налога. Сейчас она выглядит следующим образом: Базовая ставка х объем двигателя х возраст = акцизный налог Базовая ставка для автомобилей с двигателем объемом до 3000 см куб. равна  50 евро (100 евро для авто с большим объемом двигателя). Для дизельных ТС ставка больше - 75 евро и 150 евро соответственно.

Коэффициент по двигателю  – определяется путем деления объема цилиндров на 1000 куб см.

Коэффициент возраст – количество календарных лет, исчисляемых со следующего года за годом производства автомобиля. Для авто меньше 1 года - коэффициент 1. например, для авто старше 3х лет - коэффициент 3 и так далее.

Оплатив платежи по растаможке, следующим этапом станет прохождение сертификации и регистрация в Сервисном центре МВД, где нужно будет оплатить налог в Пенсионный фонд. Он рассчитывается исходя из стоимости авто и равен 3-5%. Получить украинские номера вы можете оплатив этот сбор и уплатив стоимость номерных знаков. С этого момента автомобиль считается зарегистрированным.